Подменыши: фольклор и/или психопатология

Татьяна Андреевна Михайлова

Аннотация


В статье рассматривается социально-психологический контекст мифа о подменышах – детях, якобы подброшенных демонами или феями взамен украденного настоящего ребенка. В то время как сюжет о ребенке-подменыше является культурной универсалией, в Ирландии распространен также другой сюжет – о подмененной жене. Функционально они схожи: члена семьи подозревают в том, что он подменыш, вследствие болезни или странного поведения, и средством возврата «настоящего» родственника служат ритуалы с битьём, ошпариванием кипятком и т.д., которые нередко влекут за собой смерть «подменыша». Стойкая сохранность таких ритуалов вплоть до первой четверти XX в., по мнению автора статьи, указывает на то, что одной наивной веры в мифы для объяснения этого явления недостаточно. В этом феномене народное представление о сверхъестественном сложно переплетается с традицией избавляться от нежеланных детей, с представлением о социальной неполноценности ребёнка до определённого возраста (он не вполне человек), с проблемами взаимоотношений в семье и, возможно, с особенностями мировосприятия при истерии.

Ключевые слова


дети; детоубийство; Ирландия; подменыши; сиды; феи; фольклор; XIX в.

Полный текст:

PDF

Литература


Виноградова 2000 – Виноградова Л.Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. – М.: Индрик, 2000.

Джонс 1997 – Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. – М.: Гуманитарий, 1997.

Леонгард 2000 – Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.

Максимов 1989 (1903) – Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. – М.: Книга, 1989 (впервые 1903).

Санаров 1979 – Санаров В.И. НЛО и энлонавты в свете фольклористики // Советская этнография. 1979. № 2. С. 145-154.

Софронова 2000 – Софронова Л.А. О мифопоэтическом значении оппозиции человек/не человек // Миф в культуре – человек – не человек. – М.: Индрик, 2000. С. 9-32.

Рачинская 2000 – Рачинская Е.С. Образ Хюльдры в норвежских преданиях // Судьба, болезнь и другие женские образы в традиционной культуре. Материалы круглого стола МГУ. – М.: МГУ, 2000. С. 28-31.

Рис 1999 – Рис А., Рис Б. Наследие кельтов. / Пер. с англ. Т.А. Михайловой – М.: Энигма, 1999.

Убийство детей 1902 – Убийство детей и стариков // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауз, И.А. Эфрон. Т. 34. – СПб., 1902.

Фуко 2004 – Фуко М. Ненормальные. / Пер. с франц. А.В. Шестакова. – СПб.: Наука, 2004.

Bourke 1999 – Bourke A. The Burning of Bridget Cleary. A True Story. London: Penguin Books, 1999.

Briggs 1977 – Briggs K. A Dictionary of Fairies, Hobgoblins, Brownies, Bogies and Other Supernatural Creatures. London, New York: Penguin, 1977.

Eberly 1988 – Eberly S. ‘Fairies and the Folklore of Disability: Changelings, Hybrids and Solitary Fairy’, Folklore. Vol. 99 (1), 1988. Pp. 58-77.

Fairy Legends from Donegal 1977 – Fairy Legends from Donegal. Ed. S. O’hEochaidh. Dublin: Comhairle Bhéaloideas Éireann, 1977.

Jenkins 1977 – Jenkins R. ‘Witches and Fairies: Supernatural Aggression and Deviance among the Irish Peasantry’, Ulster Folklore. Vol. 23, 1977. Pp. 33-56.

Jones 1931 – Jones E. On the Nightmare. London: Hogarth Press, 1931.

Kelly 1995 – Kelly F. A Guide to Early Irish law. Dublin: Dublin Institute for Advanced Studies, 1995 (1988).

O’Connor 1991 – O’Connor A. Child Murderess and Dead Child Tradition. A Comparative Study. Helsinki: Acad. Scientiarum Fennica, 1991.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



 

ISSN 2412-9674