Открытый доступ Открытый доступ  Ограниченный доступ Платный доступ или доступ для подписчиков

«Философастер» Роберта Бертона: академическое сообщество как аудитория университетской драмы

Владимир Сергеевич Макаров

Аннотация


Статья посвящена сохранившейся в рукописи латинской комедии Роберта Бертона «Философастер» (1607, поставлена студентами колледжа Церкви Христа, Оксфорд, в 1617/1618). Принадлежа к традиции «университетской комедии», «Философастер», тем не менее, тематически тесно связан с уже, скорее всего, начатой к тому времени «Анатомией меланхолии» как сатирический комментарий о состоянии научного сообщества.

«Ученые» герои комедии составляют две группы – peregrinantes philosophi Полиматес и Филобиблос и восемь «философастеров», преподающих в только что основанном герцогом Дезидерием университете Осуны. Критерием отличия философа от философастера для Бертона и его аудитории является серьезное отношение к поиску истины, которое у философастеров сменяется на релятивизм, продвижение себя и сведение проблемы к упрощенным объяснениям и бинарным противоречиям.

При том, насколько детально изображена экономика университетской жизни и взаимодействие «города» и «колледжа» как одновременно клиентов и патронов друг друга, удивительно, что внутриуниверситетская жизнь в комедии не показана никак. Университет показан лишь «извне» – во взаимодействии с клиентами – от проституток до богатых горожан, – с патроном-герцогом (который в первом акте «экзаменует» (fac periculum) философастеров, принимая их на работу, а в последнем – карает) и с философами. Сообщество digni omnes Academici присутствует лишь в отсылках (вернее, его изображают зрители).

Viri docti так и остаются за пределами сцены, пока от имени научного сообщества Полиматес и Филобиблос помогают бессильному в академических вопросах герцогу вершить суд и превращать Осуну в утопическое царство serenissimae Philosophiae. Именно фундаментально нарушенная коммуникация между ученым и обществом становится причиной того, что ученые превращаются в «меланхоликов или академических уродов» (vel Melancholicum, vel morionem Academicum).

Ключевые слова


латинская комедия; университетская драма; Роберт Бертон; «Философастер»; академическая аудитория

Полный текст:

PDF

Литература


Boas 1914 – Boas F.S. University Drama in the Tudor Age. Oxford: Clarendon Press, 1914.

Burton 1989 – Burton R. The Anatomy of Melancholy. Vol. 1. Ed. by Th.C. Faulkner, N.K. Kiessling and R.L. Blair; with an introduction by J.B. Bamborough. Oxford – New York: Clarendon Press; Oxford University Press, 1989.

Burton & McQuillen 1993 – Burton R. Philosophaster. Ed. and transl. by Connie McQuillen. Medieval and Renaissance Texts and Studies. Vol. 103. Binghamton, N.Y.: SUNY University Press, 1993.

Elliott 2004a – Elliott J.R. Records of Early English Drama: Oxford. Vol. 1: The records. Toronto: British Library & University of Toronto Press, 2004.

Elliott 2004b – Elliott J.R. Records of Early English Drama: Oxford. Vol. 2. Editorial apparatus. Toronto: British Library & University of Toronto Press, 2004.

Knight 2012 – Knight S. ‘Et spes et ratio studiorum in Caesare tantum: Robert Burton and Patronage’, Supplementa Humanistica Lovaniensia, 2012, XXII (The Neo-Latin Drama). Pp. 175-188. – Accessed October 3 2016.

Marlow 2016 – Marlow C. Performing Masculinity in English University Drama, 1598-1636. London – New York: Routledge, 2016.

McQuillen 1985 – McQuillen C.H. ‘Robert Burton’s Philosophaster: Holograph Status of the Manuscripts’, Manuscripta, 1985. Vol. 29, No. 3. Pp. 148-153.

McQuillen 1988 – McQuillen C.H. ‘On Seventeenth-Century Pedantry: A Latin Play by Robert Burton’, Selecta: Journal of the PNCFL, Pacific Northwest Council on Foreign Languages, 1988. Vol. 9. Pp. 14-17.

Murphy 2009 – Murphy K. ‘Jesuits And Philosophasters: Robert Burton’s Response To The Gunpowder Plot’, Journal of the Northern Renaissance, 2009. Vol. 1. – Accessed October 3 2016.

Murphy 2014 – Murphy K. ‘Robert Burton and the Problems of Polymathy’, Renaissance Studies, 2014. Vol. 28, No. 2. Pp. 279-297.

Nelson 1994 – Nelson A.H. Early Cambridge Theatres: College, University and Town Stages, 1464-1720. Cambridge: Cambridge University Press, 1994.

Norland & Bloemendal 2013 – Norland H., Bloemendal J., eds. Neo-Latin Drama in Early Modern Europe. Leyden: Brill, 2013.

Walker & Streufert 2008 – Walker J., Streufert, P.D. Early Modern Academic Drama. Farnham: Ashgate Publishing, 2008.

Макаров 2013 – Макаров В.С. Бёртон, Роберт. 2013. // Информационно-исследовательская база данных Современники Шекспира: Электронное научное издание. [URL: http://around-shake.ru/] – Доступ на 10.10.2016.

Makarov 2015 – Makarov V.S. Shakespeare, Burton and the Intellectual’s Acedia // Знание. Понимание. Умение. 2015. №3. С. 400-407. – Доступ на 10.10.2016.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



 

ISSN 2412-9674