Lectio divina: читательские практики в средневековых монастырях

Елена Алексеевна Кузьменко

Аннотация


Статья посвящена различным аспектам чтения и его роли в монастырской жизни. Самым важным аспектом является техника чтения (вслух и про себя). Долгое время существовало мнение, что техника чтения про себя появилась сравнительно поздно, а потому античность и средневековье знали преимущественно чтение вслух. Однако, как показывается в статье, сейчас в науке подобное противопоставление признано неуместным. Чтение священных текстов как важная часть монастырской повседневности фигурирует уже в таких ранних памятниках монашеской жизни как сочинения Иоанна Кассиана, Устав св. Бенедикта, Устав св. Пахомия и т.д. Чтение как часть монастырской повседневности получило свое отражение в цистерцианской нормативной (Liber Usuum) и визионерской литературе. В данной статье рассматриваются топосы, связанные с чтением, из «Книги видений» Рихальма из Шенталя, цистерцианского памятника XII века.

Ключевые слова


lectio divina; визионерская литература; история повседневности; монастыри; Священное Писание; цистерцианцы; чтение

Полный текст:

PDF

Литература


Источники

Августин 2009 – Аврелий Августин. Исповедь. // История субъективности: Средневековая Европа. Аврелий Августин, Св. Патрик Ирландский, Отлох Санкт-Эммерамский, Гвиберт Ножанский, Пьер Абеляр, Анжела из Фолиньо, Михаил VIII Палеолог, Карл IV Люксембург. / Сост. Ю.П. Зарецкий. – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2009. С. 253-259.

Иоанн Кассиан 1993 – Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. – Сергиев Посад, 1993.

Ксенофонт. Пир. – Ксенофонт Афинский. Пир. / Пер. С.И. Соболевского. Электронный ресурс, сверено 6.02.2016.

Пруденций 2012 – Пруденций. Сочинения. / Пер. с лат. Р. Шмаракова. – М.: Водолей, 2012.

Ambrosius 1841 – “Sancti Ambrosii Mediolanensis episcopi Epistolae Prima Classis”, in Patrologia Latina. Acc. J. P. Migne. Vol. 16. – Parisiis, 1841. Pp. 875-879.

Benedicti Regula 1847 – “S. P. Benedicti Regula, cum commentariis”, in Patrologia Latina. Acc. J. P. Migne. Vol. 66. – Parisiis, 1847. Pp. 215-932.

Joannes Cassianus 1846 – “Joannis Cassiani abbatis Massiliensis De Coenobiorum Institutis”, in Patrologia Latina. Acc. J. P. Migne. Vol. 49. – Parisiis, 1846. Pp. 53-476.

Liber revelationum 2009 – Richalm von Schöntal. Liber revelationum. Hg. von P.G. Schmidt. Hannover, 2009.

Liber Usuum 1643 – Liber Usuum sacri Cisterciensis Ordinis. – Parisiis, 1643.

Prudentius 1953 – Prudentius. “Peristephanon liber”, in Prudentius. Ed. and transl. by Henry J. Thompson. Vol. II. – (The Loeb Classical Library). – London – Cambridge, MA: Harvard University Press, 1953. Pp. 98-345.

Литература

Аверинцев 1977 – Аверинцев С.С. Символика раннего Средневековья. (К постановке вопроса). // Семиотика и художественное творчество. М.: Наука,1977. С. 308-337. Эл. ресурс, сверено 7.02.2016.

Бондарко 2011 – Бондарко Н.А. Взаимодействие устной и письменной традиции в немецких медитативных молитвах ХIII-XIV веков // Acta Linguistica Petropolitana. T. 7. Ч. 1. – СПб.: ИЛИ РАН, 2011. С. 573-613.

Бондарко 2014 – Бондарко Н.А. Немецкая духовная проза XIII-XV веков: язык, традиция, текст. / Отв. ред. М. Л. Кисилиер. – СПб.: Наука, 2014.

Бородай 2013 – Бородай Т.Ю. Воображение и познание // Вторые и третьи Аверинцевские чтения / Под ред. О.В. Раевской. – М.: МГУ, 2013. С. 64-82.

Гаврилов 1989 – Гаврилов А.К. О технике чтения в классической древности // Вспомогательные исторические дисциплины. Т. ХХ. – Л.: Наука, 1989. С. 239-251.

Гаврилов 1994-1995 – Гаврилов А.К. Чтение про себя в древности (обзор античных свидетельств). // Hyperboreus. Studia classica. Vol. 1. Fasc. 2. 1994-1995. C. 17-33.

Дуров 2001 – Дуров В.С. Как читали древние римляне. // Hyperboreus. Studia classica. Vol. 7. Fasc. 1-2. 2001. Pp. 218-224.

Казанский 2004 – Казанский Н.Н. Письменность слоговая и алфавитная: проблемы чтения. // Человек пишущий и читающий: проблемы и наблюдения. Материалы международной конференции (14-16 марта 2002 г. С.-Петербург). – СПб.: СПбГУ, 2004. С. 11-23.

Кузьменко 2013 – Кузьменко Е.А. Латинская лексика монашеского обихода в “Liber revelationum” Рихальма из Шенталя (XIII век). // Индоевропейское языкознание и классическая филология – XVII (чтения памяти И. М. Тронского). – СПб.: Наука, 2013. С. 492-510.

Махов 2011 – Махов А.Е. Средневековый образ: между теологией и риторикой. Опыт толкования визуальной демонологии. – М.: Intrada, 2011.

де Рома 2002 – де Рома Дж. Lectio divina. Молитвенное чтение Библии. / Пер. с ит. Т. Урбанович, Ю. Гинзбург. – М.: Изд-во Францисканцев, 2002. С. 146-149.

Сергеенко 1991 – Аврелий Августин. Исповедь. / Пер. и прим. М.Е. Сергеенко. – М.: Ренессанс, СП ИВО-СиД, 1991.

Усков 2007 – Усков Н.Ф. Монашество. // Словарь средневековой культуры. / Под ред. А. Я. Гуревича. – М.: РОССПЭН, 2007. С. 320-331.

Angenendt 2009 – Angenendt A. Geschichte der Religiosität im Mittelalter. – Darmstadt: WBG, 2009.

Carruthers 2008 – Carruthers M. The Book of Memory. A Study of Memory in Medieval Culture. – Cambridge University Press, 2008.

Curtius 1993 – Curtius E.R. Europäische Literatur und Lateinisches Mittelalter. – Tübingen; Basel: Francke, 1993.

Fichtenau 1993 – Fichtenau H. “Monastisches und scholastisches Lesen”, Herrschaft, Kirche, Kultur. Beiträge zur Geschichte des Mittelalters. Festschrift für Friedrich Prinz zu seinem 65. Geburtstag. Hrsg. von G. Jenal, mitarb. von S. Haarländer. – Stuttgart: Hiersemann, 1993. S. 317-337.

France 2012 – France J. Separate but Equal: Cistercian Lay Brothers, 1120-1350. – Collegeville: Cistercian Publications, 2012.

Frank 1997 – Frank K.S. “Fiktive Mündlichkeit als Grundstruktur der monastischen Literatur”, Viva vox und ratio scripta: Mündliche und schriftliche Kommunikationsformen im Mönchtum des Mittelalters. Hrsg. v. Cl. Kasper und K. Schreiner. – (Vita regularis. Ordnungen und Deutungen religiösen Lebens im Mittelalter; 5). – Münster: Lit, 1997. S. 51-74.

Oppel 1972 – Oppel H.D. “Eine kleine Sammlung cisterciensischer Mirakel aus dem 13. Jahrhundert”, Würzburger Diözesangeschichtsblätter. Bd. 34. – Würzburg, 1972. S. 5-28.

Ross 1995 – Ross J. “Dynamic Writing and Martyrs’ Bodies in Prudentius’ Peristephanon”, Journal of Early Christian Studies. Vol. 3, № 3. 1995. P. 325-355.

Saenger 1997 – Saenger P. Space between Words: The Origins of Silent Reading. – Stanford University Press, 1997.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.



 

ISSN 2412-9674